Регистрация

Летящей проходкой: зачем Москве нужны двухпутные тоннели метро

Poste 12-02-2019, 17:36 62 Новости Москвы

Летящей проходкой: зачем Москве нужны двухпутные тоннели метро


Тоннелепроходческие щиты: «шестерки» и «десятки»

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта.

В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. Она также прорезает породу, загребает землю, затем по ленточному конвейеру грунт попадает в вагонетки, а оттуда – на поверхность. Тоннель отделывают бетонными тюбингами весом 2,5 тонны.

Самые коварные враги проходчиков подземных шахт – плывуны: массы почти пылеобразного песка с примесью 10-15% глины, пропитанного водой. Метростроители борются с ними с помощью технологии заморозки грунта.

 

Чем глубже станция, тем дороже строительство, так как расходуется больше ресурсов. В 2011 году было принято решение строить новые станции в основном открытым способом.

Для этого достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку и укладывать пути в образовавшемся коридоре. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее, чем строить станции глубокого заложения.

 

Щиты – «десятки» используют при строительстве новых для Москвы тоннелей – двухпутных. Такой метод часто называют «мадридским». Именно в столице Испании, Мадриде, с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.

Но дело не только в скорости строительства. Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Что делают с щитом, окончившем проходку? Если речь идет об однопутном тоннеле, то машину разбирают, перевозят на другой участок, снова собирают и запускают в работу.

При строительстве двухпутных тоннелей щит пробивает торцевые стены станции, проходит ее насквозь и прокладывает следующий участок. Это сокращает сроки и стоимость работ на 20-30%.

Иногда метростроевцам приходится импровизировать, как в случае со станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. Из-за плотной застройки в «Москва-Сити» тоннелепроходческий щит монтировали на пятачке размером не больше школьного спортзала. Кольцо опускали один за другим и буквально «наращивали» щит под землей.

 

Что нужно знать о двухпутных тоннелях

О стоимости. Строительство двухпутных тоннелей обходится дешевле на 20-30%. Объем затрат на выработку грунта составляет лишь около 6% от стоимости всех работ. 

О скорости. Метро по «испанской» технологии строится быстрее. Два тоннелепроходческих комплекса не могут идти параллельно, поэтому преимущество у 10-метровых щитов. Средняя скорость строительства двухпутного тоннеля – 450 метров в месяц.

О безопасности. Время полной эвакуации пассажиров из поезда в двухпутном тоннеле составляет около 16 минут, в однопутном –почти 40 минут. Поезда в двухпутных тоннелях можно оснастить лестницами, которые в случае ЧП будут выпадать из каждой двери состава. В экстренных ситуациях на второй путь тоннеля можно подогнать состав со службами спасения.

О шуме. Шум при встречном движении поездов в тоннеле помогут «погасить» вибропути. Эта технология пути пониженной вибрации – LVT (LowVibrationTrack) – использовалась при строительстве тоннеля под Ла-Маншем. В России ее применили на участке Туапсе – Адлер при реконструкции ж/д пути во время подготовки к Олимпиаде в Сочи.

Система LVT состоит из бетонного блока и залитых в бетон эластичной прокладки и резинового чехла. Такие пути использовали при строительстве станции метро «Деловой центр» под небоскребами «Москва-Сити».

 

Где строят двухпутные тоннели в Москве?

На Некрасовской (Кожуховской)  линии на участке от «Косино» до «Нижегородской» проходка тоннелей идет двумя 10-метровыми щитами по имени «Лилия» и «Виктория».

13 декабря завершено строительство двухпутного тоннеля от «Окской» до «Стахановской». За год «Виктория» прошла 1993 метра под Рязанским проспектом, минуя плотную городскую застройку и преодолевая сложные водонасыщенные грунты. В ближайшее время проходка от «Стахановской» до «Нижегородской» продолжится.

«Лилия»  закончила строить участок от «Косино» до «Юго-Восточной», продолжается проходка до «Окской». В планах – строительство двухпутных тоннелей на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро: восточного участка от «Текстильщиков» до «Кленового бульвара» и западного – от «Терехово» до «Давыдково». 

 

Москва строит метро ударными темпами: только в прошлом году в столице было введено 17 станций. Планы не менее грандиозные. Поэтому испанский метод строительства очень актуален для Москвы, так как позволяет прокладывать метро в плотной городской застройке.

 

Сейчас завершается строительство участка Сокольнической линии метро  в Новой Москве. На нем расположатся четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Этот отрезок строится шестиметровыми щитами, а часть его и вовсе будет наземной. Ввод планируется в мае.

Участок Некрасовской (Кожуховской) линии метро откроют к апрелю. На нем разместятся четыре станции: «Косино», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Некрасовка». Строительство ведется традиционным для Москвы методом с однопутными тоннелями. 

Вторую часть этой ветки со станциями «Нижегородская», «Стахановская», «Окская улица» и «Юго-Восточная» планируется запустить в конце года. Здесь часть тоннелей будет двухпутными.  

Станции БКЛ метро «Лефортово» и «Авиамоторная» введут в 2019 году. Пока кольцо не замкнется, станции будут работать как продолжение Некрасовской линии.

 

Метро пришло в 14 московских районов за 8 лет

 

Калининско-Солнцевская линия метро

 

Строительство Большого кольца метро

 

Карта строительства метро в Москве


 

Источник: stroimos.mirtesen.ru

Записи по теме:

по теме:

© «Чтение Онлайн», 2021
Закрыть