Регистрация

Строим комфортную столицу: Марат Хуснуллин об итогах и перспективах

Poste 29-12-2018, 11:54 70 Новости Москвы

Строим комфортную столицу: Марат Хуснуллин об итогах и перспективах


Год метро в столице

— Марат Шакирзянович, какие знаковые объекты были сданы в Москве в 2018 году?

— Прежде всего, хочу напомнить, что 2018-й год в столице был объявлен мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным Годом метро. И по открытию новых участков линий и станций мы действительно совершили настоящий рывок. С начала года мы уже ввели 15 станций и более 30 километров линий подземки, а также состоялся технический пуск участка Некрасовской линии протяженностью почти семь километров с четырьмя новыми станциями. До конца года введем еще две станции метро: «Беломорскую» на Замоскворецкой линии и «Савеловскую» Большой кольцевой линии. Это беспрецедентный ввод! Такого количества за всю историю московского метрополитена не было ни разу. Максимум — 13 станций самой первой линии метро — Сокольнической, открывшиеся в год рождения столичного метро — в 1935-м. Среди уже открывшихся объектов подземки — первый участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Петровского парка» с пятью станциями. Это не просто знаковое, а я бы сказал, эпохальное событие для всей транспортной системы Моск­вы, не говоря уже о метро, потому что строительство БКЛ — самый масштабный проект за всю его историю. Причем, четыре из пяти станций — пересадочные. Время в пути для сотен тысяч москвичей значительно сократилось. Да и сами станции уникальные. Например, «Деловой центр» отличается тем, что там проложены специальные «вибропути», когда пружины под рельсами гасят колебания, и поезда скользят словно по подушке. На «Хорошевской» современные системы на случай задымления выглядят как арт-объекты. Потрясающая станция — «ЦСКА»: кровля одного из двух вестибюлей, обеспечивающего выход в новый парк на Ходынском поле, одновременно является и смотровой площадкой для посетителей парка; установлены бронзовые скульптуры выдающихся спортсменов. Хочу отметить и знаковые объекты дорожно-транспортного строительства. Мы завершили реконструкцию Калужского шоссе — главной транспортной артерии Новой Москвы, ввели самую протяженную (2,5-километровую) в Москве эстакаду прямого хода — от платформы «Плющево» до эстакады-съезда с Перовской улицы на Северо-Восточную хорду. Запустили движение по прямому ходу Северо-Западной хорды.

Среди других объектов, введенных в этом году, нельзя не выделить уникальный концертный зал «Зарядье», ставший жемчужиной ландшафтного парка, объектом, которым гордится теперь не только Москва, но и вся Россия. Его открытие стало замечательным подарком всем москвичам и гостям столицы к Дню города. Подобных сооружений в нашей стране еще никто никогда не строил, да и в мире мало какой концертный зал сможет с ним сравниться. Не могу не упомянуть и канатную дорогу — еще один объект, украсивший наш город. Она связала над Москвой-рекой смотровую площадку на Воробьевых горах со стадионом «Лужники». Фактически в городе впервые появился новый вид транспорта — воздушный.

В фаворитах — «Лужники» и «Зарядье»

— Вы неоднократно называли стадион «Лужники» в числе Ваших самых любимых объектов. Появился ли другой «фаворит»?

— Я действительно считаю «Лужники» выдающимся объектом и горд, что нам удалось создать этот, без всякого преувеличения, шедевр. Причем, так думаю не только я: стадион получил высочайшую оценку на мировом уровне. Стадион принял в этом году матчи чемпионата мира по футболу. По общему мнению специалистов и экспертов, он признан одним из лучших в мире и по оснащению поля, и по видимости с трибун и другим удобствам для зрителей, и по системе безопасности, и по скорости освобождения трибун. Специальная комиссия Stadiumdb.com признала «Лужники» лучшей футбольной ареной в мире (на втором месте «Ю Арена» во французском Нантере, на третьем — «Мерседес-Бенц Стэдиум» в Атланте (США). В этом году, как я уже говорил, мы открыли еще один уникальный объект — концертный зал «Зарядье». Не могу не восхищаться мастерством всех, кто приложил свои силы, свой талант к его созданию. Открытие филармонии стало знаковым событием в мире культуры не только всей страны, но и в мировом масштабе. На церемонии открытия присутствовал президент России Владимир Владимирович Путин, который назвал концертный зал «сердцем и душой уникального парка в самом сердце нашей столицы» и «в полном смысле слова музыкальным комплексом будущего». Органичное «вхождение» в общий ландшафт парка, уникальная «стеклянная кора», полностью трансформируемые залы, потрясающая акустика, качество которой оценили выдающиеся специалисты-акустики из Японии, наш выдающийся дирижер Валерий Гергиев, звезда мировой оперы Анна Нетребко, знаменитый пианист Денис Мацуев и другие известные музыканты, а также архитекторы, инженеры, дизайнеры… Скажу без всякого преувеличения, создан по-настоящему мировой шедевр.

К переезду готовы!

— Как оцениваете ход программы реновации? Все ли получается?

— Самое главное, что программа, несмотря на все наши опасения, пошла. И идет, кстати, даже более высокими темпами, чем мы ожидали. Сотни семей уже переселились в новое жилье, тысячи москвичей готовятся к переезду. Поясню, что переезжают они в те дома, которые были построены по другим программам, но адаптированы под высокие стандарты программы реновации. Это один из важнейших шагов мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина навстречу жителям: в тех кварталах, где есть пятиэтажки под снос и где уже построены новые дома по другим программам, людям не пришлось и не придется ждать, когда построят стартовые дома — свои жилищные условия они смогут улучшить уже сейчас. В этой связи я бы хотел особо отметить казенное предприятие «Управление гражданского строительства» во главе с Дамиром Газизовым. Они проводят колоссальную, сложнейшую работу, чтобы привести эти дома к стандартам программы реновации. Ведь не секрет, что проще построить новый дом с нуля, чем вносить «коррективы» в уже готовый объект. Так вот люди, которые переселяются в эти дома, довольны и качеством работы, и условиями, которые им там созданы. Мы сконцентрировали все свои силы на поиске стартовых площадок, потому что чем больше мы их найдем в районе проживания, тем большее количество людей быстрее переедет. У нас сейчас 295 стартовых площадок на 4,8 миллионов квад­ратных метров.

— Как будет решаться вопрос с парковочными местами в кварталах реновации? Эта проблема волнует многих.

— Парковок будет больше, чем сейчас в этих кварталах имеется. Потому что еще на стадии формирования программы мэр пошел навстречу пожеланиям жителей, и соответственно в ней все предусмотрели. Все кварталы мы совершенно точно обеспечим необходимым количеством парковочных мест. Будет три вида парковок: плоскостные, отдельно стоящие многоуровневые и, там, где это возможно, подземные. Конкретный набор и место размещения будем уточнять, исходя из особенностей конкретного района и квартала, ведь каждый из них индивидуален. Будем учитывать и количество переселяющихся жителей, и число домов, которые требуется для этого построить. Есть и другие составляющие: тип и высотность зданий, размещение рядом садиков, школ, предприятий соцкультбыта, зеленых зон, ну и так далее. Очень важный вопрос — как пройдут коммуникации. Вот это все в комплексе влияет на выбор того или иного типа парковки. Поэтому единой формулы нет и быть не может. Я больше скажу: при разработке проектов планировки территорий кварталов реновации мы сформируем еще и сквозную улично-дорожную сеть. То есть микрорайоны будут проницаемыми, и улочки между домами можно будет использовать как дополнительное парковочное пространство.

В Новую Москву — на метро

— Транспортная доступность — один из важнейших вопросов и для развития Новой Москвы. Одна ветка метро туда уже пришла — Сокольническая. Ее продлевают дальше, в Коммунарку. Когда это произойдет, и какие линии метро еще придут в ТиНАО?

— Что касается участка Сокольнической ветки от «Саларьево» до «Столбово», что в Коммунарке, где у нас формируется крупнейший в ТиНАО административно-деловой центр, то работы там сейчас на завершающей стадии. Напомню, что на участке четыре станции — «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Думаю, что до конца года обеспечим строительную готовность, с тем чтобы уже в 2019 году там смогли поехать поезда с пассажирами. Кроме того, станция «Столбово» будет пересадочной на другую ветку, которая придет сюда же, в Коммунарку, от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии. Работы на этой новой — Коммунарской — линии метро начались летом этого года. Состоять она будет из двух участков: от станции «Севастопольский проспект» (с пересадкой на «Крымскую» МЦК) до «Улицы Новаторов» БКЛ и от нее — до «Столбово». А дальше от «Столбово» метро дотянем до Троицка.

Во-вторых, хочу напомнить, что в этом году мы открыли семь станций метро Солнцевского радиуса желтой ветки, включая станцию «Рассказовка», что в Новомосковском округе. То есть жители Новой Москвы получили еще одну станцию метро. Эту ветку мы будем тянуть дальше — до аэропорта «Внуково». Длина участка, который планируем ввести в 2022 году, составит более пяти километров, на нем расположатся две новые станции: «Пыхтино» и «Внуково». Таким образом, международный аэропорт «Внуково» станет единственным в России, который будет иметь собственную станцию метро. Это колоссально разгрузит сразу несколько других станций метро («Юго-Западную», «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Новопеределкино», «Рассказовку»), существенно свободнее станет на Ленинском проспекте и Киевском шоссе, на Мичуринском проспекте и Боровском шоссе, на соответствующих участках МКАДа.

Кроме того, на западном направлении метро придет в Рублево-Архангельское. Оно возьмет начало от станции БКЛ «Улица Народного Ополчения». Придет метро и в Щербинку — побудущей Бирюлевской линии метро от станции БКЛ «Кленовый бульвар» через столичные районы Восточное и Западное Бирюлево.

БКЛ как основной проект метростроения

— Как продвигается строительство Большой кольцевой линии?

— Как я уже говорил, первый участок БКЛ мы запустили еще в конце февраля, и пассажиры им пользуются, причем, с момента запуска пассажиропоток только растет. С запуском этого участка Большого кольца на 16 процентов разгрузилась станция «Полежаевская», на 13 процентов — «Динамо», на 15 процентов — Таганско-Краснопресненская и Замоскворецкая линии. Снята часть пассажиропотока с перегруженной Кольцевой линии. Более 400 тысяч жителей пяти районов Москвы получили метро в пешей доступности, и на дорогах стало свободнее, что отмечают и автомобилисты. Но главное — экономия времени в пути: если до его запуска путь от «Делового центра» до «Динамо» (где теперь пересадка на «Петровский парк» БКЛ) занимал полчаса, сейчас — 12-15 минут, почти вдвое меньше! Второй участок БКЛ, от «Петровского парка» до «Савеловской», повторюсь, введем до конца этого года. С «Савеловской» можно будет пересесть на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской ветки метро, обеспечим удобный выход к Савеловскому вокзалу. К лету будущего года там будет сформирован один из крупнейших ТПУ, который объединит пассажиропотоки двух линий метро, железной дороги и наземного транспорта. Самое важное, что работы развернуты на всех участках Большого кольца. И запускаем линию, и дальше будем запускать не отдельными станциями, а целыми участками. Тем самым мы постепенно снижаем нагрузку на метрополитен, на дороги, обеспечивая все большее и большее число горожан метро в пешей доступности, предоставляя альтернативные варианты пересадок. Я уже говорил, что БКЛ — это наш основной проект метростроения до 2023 года. Работы идут в соответствии с графиком, более того, даже рассматриваем возможность сократить сроки ввода ряда станций. Например, теоретически станция «Рубцовская» по плану должна быть готова в 2021 году, но, может быть, мы ее запустим и раньше: в начале 2020 года. До конца 2021 года планируем построить четыре участка БКЛ: западный (между станциями «Хорошевская» и «Можайская»), юго-западный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Можайская»), южный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Каховская») и северо-восточный (между станциями «Авиа­моторная» и «Савеловская»). По сути, это составит 50% от общей протяженности всей линии, то есть половина кольца уже поедет с пассажирами. Строительство остальных участков планируем завершить в 2023 году, и тогда кольцо полностью замкнется. В итоге пассажиры получат 19 новых пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, пять — на первоочередные МЦД и 11 пересадок на станции радиальных железнодорожных линий. Миллионы пассажиров смогут существенно экономить время в пути. Не стоит забывать и о том, что в зоне влияния БКЛ находится большинство кварталов реновации плюс территории промзон, которые будут реорганизованы в новые современные районы с комплексной застройкой, включая недвижимость для создания рабочих мест, жилье. То есть мы обеспечиваем им удобную транспортную доступность: жители новых кварталов смогут за считанные минуты дойти до новых станций БКЛ и «нырнуть» в подземку, чтобы быстро добраться до нужной точки Москвы. Пассажиропоток второго кольца составит, по прогнозам, не менее полумиллиона пассажиров в год.

МЦД — новое наземное метро

— Сейчас много говорят о Московских центральных диаметрах. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью. Что дадут они москвичам и жителям области? И когда могут быть готовы?

— Создание Московских центральных диаметров — еще один мегапроект, который город реализует совместно с ОАО «РЖД» и правительством Московской области. Хочу подчеркнуть, что мы не просто строим и модернизируем железнодорожные ветки, а грамотно их интегрируем в уже существующую транспортную систему. Судите сами: из почти восьми миллионов человек, живущих за МКАДом, а это как жители Подмосковья, так и москвичи, постоянно проживающие за городом, примерно 2,5 миллиона ежедневно совершают поездки в Москву и обратно. А в летний период — еще больше. Это колоссальная нагрузка на мегаполис. Поэтому одним метро проблемы не решить, а вот диаметры, которые свяжут ближайшие пригороды напрямую, — отличная находка. Всего планируется создать до 17 таких сквозных маршрутов — диаметров. Из них первые два уже строятся: от Лобни до Одинцово и от Нахабино до Подольска. К концу 2019 года могут быть готовы. Что они дадут пассажирам? Прежде всего, существенно сэкономят их время в пути: если сейчас, чтобы доехать из Нахабино в Подольск на электричке, нужно потратить около трех часов, причем, в основном пересаживаясь на другой поезд (прямых маршрутов очень мало), то с запуском диаметра время сократится в 1,8 раз. Это огромный плюс для почти 700 тысяч жителей Нахабино, Подольска, Красногорска, а также для десятков тысяч москвичей, живущих в районах, через которые пройдет диаметр. Доехать из Одинцово в Лобню (или в обратном направлении) можно будет на 40 минут быстрее, чем сейчас, когда люди едут на электричке в среднем полтора часа. Этот диаметр на пять процентов разгрузит улично-дорожную сеть, на 25 процентов — центральные вокзалы, где сейчас людям приходится делать пересадку, и от 10 до 16 процентов составит сокращение нагрузки на метрополитен. Диаметры будут интегрированы с метро и Московским центральным кольцом. Наша задача — чтобы железная дорога выполняла функцию полноценного наземного метро в общей сети городского транспорта. Это станет настоящим транспортным прорывом для Москвы.

Оценка высшей пробы

— Марат Шакирзянович, главная цель, поставленная городскими властями, — превратить Москву в лучший мегаполис в мире. Как выглядит сегодня наша столица на фоне других мегаполисов мира? Чем мы можем гордиться?

— В плане скорости и решительности изменений, направленных на модернизацию городской среды, Москва проявляет себя сегодня безусловным лидером. Смена транспортной парадигмы, развитие общественных пространств, благоустройство, появление конкурентоспособной на мировом уровне индустрии развлечений, градостроительные проекты с привлечением лучших мировых архитекторов — все это было реализовано у нас менее чем за десятилетие. Мало кто верил, но это произошло. С 2011 года Москва заметно преобразилась. Выбранный главный вектор — полицентрическое развитие — и его основной драйвер — бурное транспортное строительство с формированием единого Московского транспортного узла — привели к тем изменениям, которые мировое урбанистическое сообщество не могло не заметить и не оценить. Ежегодно мы заказываем международные исследования ведущим рейтинговым агентствам мира, по итогам которых составляется рейтинг мегаполисов. И практически по всем параметрам Москва сегодня занимает верхние строчки: и по развитию скоростного общественного транспорта, и по созданию комфортных общественных пространств, и по наиболее удачным проектам комплексного освоения территорий, и по числу зеленых зон. Если взять интегральный показатель, а их порядка 14 — транспортная доступность, экологичность, доступ к различным сервисам и так далее, — Москва вошла в первую пятерку наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Берлином. Я считаю, что это очень хороший результат. Кроме того, мегаполис наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Берлином и Барселоной вошел в группу «городов – альтруистов», достигших максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду, а по комфортности проживания столица России заняла пятое место. Аналогичное место мы заняли и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу и поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в конце 2010 года. Мы ее и выполняем.

Я бы хотел особенно подчеркнуть, что самый главный капитал города — это его жители. Ради них мы и работаем. Все проекты и программы, реализуемые в Москве, нацелены на то, чтобы через пять лет горожане смогли сказать — мы живем в комфортном городе и не променяем его на ни какой другой. Что это значит? Это значит, что у людей есть новое современное жилье с благоустроенными дворами, с поликлиникой в шаговой доступности с современными медицинскими услугами, с детским садом и школой, построенными по новым образовательным стандартам, рядом с домом, со спортивными площадками, развлекательными центрами и многофункциональными пространствами. Это значит, что москвичи могут свободно и быстро добраться из пункта «А» в пункт «Б» по Москве на личном и общественном транспорте, причем, всегда имеют альтернативу. Это значит, что людям созданы условия для комфортных прогулок по паркам, пешеходным зонам, набережным и общественным зонам. Поэтому им нравится жить в Москве, и они не хотят никуда уезжать. Вот именно такая оценка нашей работы будет самой главной для нас. Оценкой высшей пробы. Уверен, мы ее обязательно получим. Будем к этому стремиться.

Наталья Есипова


 

Источник: stroimos.mirtesen.ru

Записи по теме:

по теме:

© «Чтение Онлайн», 2021
Закрыть