Регистрация

Марат Хуснуллин: «Лужники» и «Зарядье» стали объектами мирового уровня

Admin 29-12-2017, 15:05 91 Новости Москвы



Интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллин телеканалу «Москва 24».

- Марат Шакирзянович, здравствуйте.

- Добрый день, Федор.

- 2017 год, мне кажется, такой ударный был для московских строителей. Очень много тем, которые мы сегодня обсудим. Это и реновация, и метро, и дороги, знаковые объекты. Начнем, конечно, с самой обсуждаемой темы – это реновация. Вот сейчас на каком этапе находится проект?

- Ну, могу сказать, что вот буквально свежая новость. Я только что приехал к Вам в студию с наблюдательного совета, который возглавляет мэр Сергей Семенович Собянин, где мы рассмотрели итоги 17-го года, наметили планы на 18-й и до 20-го года включительно. Что могу сказать, какие у нас итоги. Ну, первое, мы нашли в городе площадки в каждом районе. То есть мы нашли стартовые площадки, что в каждом районе можно начинать строить и гарантировать жителям, что если они хотят жить в своем районе, они останутся в своем районе. У нас 236 площадок с объемом потенциальной застройки 3,5 миллиона квадратных метров уже утверждено постановлением правительства, и по ним мы делаем документацию, делаем проектные работы. И, кстати, в ближайшие дни объявим, даже вот сегодня объявляем конкурс на проектирование уже первых домов по реновации. Это первая часть работы. Вторая часть работы, мы еще 160 дополнительно площадок прорабатываем, вот я бы сказал, знаете, прям в ручном режиме. Смотрим, сколько можно построить, сколько можно переселить, сколько нужно объектов социальной сферы. То есть вот у нас ежедневно работает такая рабочая группа, которая каждый день выдает эти результаты.

- Марат Шакирзянович, очень важно сейчас зрителям объяснить, потому что у некоторых москвичей одна небольшая путаница есть. Вот Вы говорите о том, что будет конкурс по проектированию, да, что вот как раз будут предлагаться различные идеи. Но в то же время многие уже побывали на ВДНХ, посмотрели, вот эти вот шоу-румы посетили и уже вроде как увидели жилье. Поэтому что, что еще мы должны увидеть или что еще должны узнать?

- Мы говорим о двух вопросах. То, что на шоу-руме, это те, какие будут стандарты отделки. То есть люди там видят, как квартира будет отделана. Это первый стандарт, который мы утвердили постановлением правительства. Второй мы сейчас делаем стандарт архитектурных конкурсов. То есть мы проводим архитектурные конкурсы с учетом, с участием мировых архитекторов. Все наши лучшие российские архитекторы, московские, мировые, принимают участие в конкурсах и на новой территории разрабатывают, как должна территория выглядеть, как должна быть обеспечена социальная инфраструктура, какие будут парковочные места, как будет, вплоть до того, как сбор мусора будет осуществляться, какие будут системы безопасности. Например, мы делаем, что все новые микрорайоны будут оснащены камерами...

- Наблюдения.

- Системами наблюдения, и в единый центр будет сведен, как центр безопасности, чтобы был район такой нормальный, безопасный. Вот. И я продолжу то, что я начал. Поэтому мы работаем сразу, первая задача – подбор площадок. Вторая задача – определение их архитектурного и градостроительного облика. Третья задача – проектирование. Но и самое главное, пока мы делаем вот эту подготовку площадок, у нас за счет резервов, которые у города были, мы миллион квадратных метров проектируем и строим. То есть это то, что мы раньше начинали проекты, мы их сейчас перепроектировали, меняем отделку, меняем уровень благоустройства. И могу сказать, что до конца года первых 12 домов будет уже введено в эксплуатацию по стандартам реновации. То есть мы сейчас первых 12 домов введем, во втором квартале введем еще 15 домов, и мы уже, начиная с первых месяцев следующего года начнем людей переселять. А вообще, когда я говорю, вот мы там площадки, метры там, у нас в работе находится 5 миллионов квадратных метров потенциального жилья под реновацию. Это означает, что порядка 50 тысяч семей смогут переехать в периоде там 3-4 лет. И вот мы, построив, скажем там, 5 миллионов квадратных метров и переселив там первых 50 тысяч семей, мы откроем возможность для второй волны реновации. То есть у нас есть такое понятие, ну, наше, оно такое строительное – поднять волну реновации. Вот чем больше мы сейчас найдем площадок, чем больше мы построим домов, тем больше у нас будет возможностей для переселения, и тем больше у нас освободится территорий под вторую волну реновации. Вторая волна реновации, она подразумевает уже порядка освобождения территорий под 10 миллионов квадратных метров. Это еще следующий объем. И уже построив эти 10 миллионов, освободив там следующую, третью волну реновации, мы фактически можем говорить уже о завершении программы. Поэтому сейчас вот идет самая важная работа – это старт и максимальный подъем стартовых площадок под первую волну реновации.

- Если говорить уже про даты, то когда Вы планируете завершить первую волну, запустить вторую и третью?

- Ну, вообще у нас как бы, так вот мы грубо привязываемся к пятилетке. То есть мы считаем, что первая волна должна пройти в первую пятилетку, вторая волна – во вторую, третья – в третью. Но этот процесс, он очень сложный. Он требует огромного количества увязок проектных решений, транспортных решений. Требует, чтобы жители были довольны местом, туда, куда они будут переезжать, согласие жителей. Поэтому вот срок у нас общий 15 лет, три основные волны, вот. Ну, а уже по мере производства работ будут проходить определенные корректировки. Но мы, чтобы не сбивать в целом программу, мы на самом деле закладываем больший объем для строительства жилья для того, чтобы если что-то где-то будет даже, и какие-то будут подвижки в сроках, чтобы мы в целом программу выполняли.

- Ну, вот Вы говорите про квадратные метры, которые появятся в Москве. И цифры, конечно, удивительные, они, безусловно, поражают. Но сразу возникает вопрос, а не получится, не возникнут ли проблемы на рынке жилья, когда вдруг такой вброс большого количества квадратных метров, то цена-то как-то резко начнет падать, и начнет такая разбалансированность?

- Нет, давайте никого пугать не будем. Ничего падать не будет. Объясню почему. Во-первых, мы первую волну, которую строим, да, это порядка 5 млн квадратных метров, она практически вся уйдет на переселение. То есть на рынке в течение ближайших пяти лет какого-то объема жилья не появится свободного. Определенный объем начнет появляться свободного жилья, и то в небольшом объеме, со второй волны. То есть это уже через 5-10 лет, да, это второе. Третье, я хочу пояснить, что у нас сейчас активно в стране идет процесс снижения инфляции, соответственно, снижение ставки по ипотечным кредитам. Вот у нас из года в год ставки падают, и сейчас мы преодолели такую рекордную отметку в 10%, сейчас уже и под 9% выдают ипотеку, да, и надеемся, что она все-таки будет еще ниже. Поэтому мы считаем, что тот спрос, который сегодня на рынке есть, он будет поддерживаться снижением ипотеки. И еще хочу на один важный момент обратить внимание. На самом деле у нас доступность жилья в городе, она растет. Что такое доступность жилья. Это возможность человека за заработанную в год зарплату купить определенное количество метров. Она состоит из двух составляющих. Первая составляющая – сколько человек в год зарабатывают ее, у нас рост доходов происходит, второе – сколько стоит жилье. Вот у нас последних 2-3 года жилье примерно стоит стабильно. В каких-то сегментах оно чуть выше, в каких-то сегментах чуть меньше. Но в целом у нас жилье стоит примерно стабильно, плюс-минус там 2% в год. И вот эта стабильность стоимости жилья позволяет повышать доступность жилья. А когда цена стабильная, когда на рынке много  предложения, соответственно, повышается качество жилья. То есть инвесторы начинают лучше работать, делать более качественные продукты, они начинают бороться за покупателя. Поэтому на самом деле ничего плохого в том, что на рынке появится дополнительный объем предложений, это неплохо, это хорошо на самом деле. Более того, чем больше у нас будет предложено жилья в разных районах, тем лучше будет мобильность населения.

- Но мы так сосредоточились сейчас на жилье. Но многих москвичей пугает как раз то, что вот был маленький микрорайончик, стояли пятиэтажки, все было мило, уютно. Вот маленькие такие переулки вокруг. Тут вдруг вырастает один здоровый дом, второй, третий, переулок остается тем же, и вот где парковаться, а где детям играть, а как вообще добираться до метров или там до большой трассы, вот у всех сразу возникает большой вопрос. То есть вот этот вопрос инфраструктуры и дорожно-транспортной ситуации, как о нем Вы думаете?

- Ну, я хочу пояснить. Вот первая программа переселения, да, она с 1998 года работала, да. И там, конечно, принцип был в основном – нашли возможность куда-то один дом там воткнуть и построить, и как бы было очень хорошо. Теперь же мэр поставил совершенно другую задачу. Он сказал: нам не нужно втыкать отдельные дома, нам нужно делать комплексные микрорайонные застройки. То есть, чтобы у нас было сбалансировано, первое, рабочие места, потому что первые этажи будут нежилые, соответственно…

- И это обязательное условие?

- И это обязательное условие для всех. Второе, на что я хотел обратить внимание. Все-таки в старых районах есть главная проблема – это парковочные места. Новые микрорайоны, они все будут спроектированы с учетом парковочных мест. То есть, где возможно, под домами будет подземная парковка, где возможно, будут наземные, где возможно, будут многоэтажные отдельно стоящие.  То есть это второй такой важнейший принцип развития новых микрорайонов. Третье, сбалансированность социальной инфраструктурой. Мы сегодня имеем ситуацию очень неоднородную по городу. В новых микрорайонах у нас социальные объекты перегружены, в старых районах недозагружены, как правило. Теперь же мы, строя новый микрорайон, мы делаем полную балансировку, чтобы у нас при новом строительстве была 100-процентная обеспеченность социальной инфраструктурой. Это и объекты здравоохранения, это и садики, школы, и объекты спорта, объекты образования, культуры. То есть мы это, еще как бы за счет этого и вытягиваем всю социальную сферу Москвы. Ну и главный, конечно, вопрос – это обеспеченность транспортом. Вот некоторые боятся…

- Вообще, доступность общественного, да?

- Доступность общественного транспорта в первую очередь. Вот многие говорят: а как будет метро, выдержит ли оно, не выдержит. К счастью, в основном микрорайоны реновации, они находятся в основном в местах, обеспеченных метро. Мы за счет того, что запустили МЦК в прошлом году, кольцевую ветку, да, сейчас строим Третий пересадочный контур подземного метро, плюс, строим целый ряд хордовых направлений автомобильных дорог, Северо-Восточную, Северо-Западную хорду, Южную рокаду, то есть мы, занимаясь реновацией, тем самым транспортную ситуацию улучшаем в городе. Потому что, во-первых, люди будут подтягиваться, недвижимость ближе к существующим транспортным инфраструктурам, плюс мы строим новую транспортную инфраструктуру, плюс за счет регулирования парковочного пространства, да, мы, в принципе, в целом и увеличиваем пешую доступность. То есть люди больше смогут до садика, до школы, до места отдыха…

- Дойти своими ногами.

- То есть у нас в целом по городу получается, что реновация повлияет на улучшение транспортной инфраструктуры.

- Марат Шакирзянович, вот Вас слушаешь, и действительно, все замечательно. Проект реновации продуманный и с социальной точки зрения, и с точки зрения транспортной. Но вот я смотрю на итоги Стройкомплекса 2017 года, и мне кажется, что вот по строительству дорог 2017-й рекордный. Так вот как соотносится то, что Вы говорите, вот будет создаваться новая инфраструктура в рамках реновации, а в то же время продолжают строиться дороги? Вот как это  совместить все?

- А это абсолютно связанные две вещи. Во-первых, у нас вся транспортная инфраструктура, она не рассматривается отдельно. Мы рассматриваем метро, железную дорогу и автомобильные дороги с наземным городским транспортом, как единый целый транспортный каркас не только Москвы, а всей московской агломерации. Потому что электрички, например, влияют прямо на область. У нас там ежегодно миллиарды пассажиров, 2,5 миллиарда передвигается на электричках. Поэтому мы, строя вот этот транспортный каркас, да, целиком всего города, мы, конечно же, учитываем и развитие и реновации, и вообще градостроительное развитие города в целом. И за прошедший год, например, мы построили рекордное количество дорог – 124 километра, мы никогда столько не строили. А если вообще оглянуться назад, то за последние семь лет каждый шестой метр автомобильной дороги – новый. Каждое третье искусственное сооружение – это тоннель, развязка, эстакада – они новые. То есть мы построили просто гигантский объем транспортной инфраструктуры, улучшили состояние транспортной инфраструктуры. У нас ведь в год за послед..  вернее, не в год, а у нас за последних шесть лет в городе добавилось миллион автомобилей. То есть у нас автомобилей стало на 20% больше в городе. А мы при этом с позорного первого места в мире по пробкам сейчас на 13 позиций опустились, значит, на 13 позиций опустились вниз по пробкам. То есть мы, с одной стороны, город растет, развивается, с другой стороны, в городе за счет того, что уровень жизни растет, добавляется количество автомобилей, но при этом у нас стабильная ситуация на дорогах, не ухудшается, а улучшается. Хотя вот мы ежегодно проводим международный урбанистический форум московский, да, и смотрим, какой тренд в мире. Практически во всех городах в мире, в большинстве, тренд на ухудшение транспортной инфраструктуры. Потому что города быстро растут, и весь мир идет путем урбанизации. И уже доказано, что к 2035 году 70% населения мира будет жить в городах. Но то, что этот тренд на улучшение есть, и нам удалось этот негативный тренд на сплошную пробку остановить,  это результат как раз сбалансированной градостроительной политики. Это не только транспорт. Это там, где что строить, это в каком районе строить жилье, в каком районе строить рабочие места, создавать новый центр развития на территории Новой Москвы. То есть это такая гигантская работа, которая вот, ее одним днем не видно. И вот по истечении  семи лет мы уже сейчас говорим, что, да, у нас улично-дорожной сети стало намного больше, но у нас и недвижимости в городе притом, что людей практически не добавилось, у нас на самом деле в городе ежегодно добавляется 30-40 тыс. населения, это не так много к 12,5 млн, которые есть у нас, да. А вот недвижимости у нас добавилось, фактически каждый восьмой метр в городе построен за последние семь лет. То есть у нас качественно обновилась недвижимость, стало ее больше, она стала лучше, она стала более равномерно распределена по городу, и в конечном итоге это повышает качество жизни в городе.

- Ну, вот насколько повысят качество жизни в городе вот эти самые сквозные железнодорожные диаметры, о которых сейчас заговорили?

- Ну, я вообще считаю, что это будет прорыв в транспорте. Мы ведь тоже шли к этому эволюционно. То есть сначала была отдельная развитая пригородная железнодорожная система, отдельно развитое метро, отдельно развит наземный городской транспорт. Мы вот последние семь лет все это пытались увязывать в один такой транспортные узлы, в один транспортный каркас. И первый, конечно, серьезный прорыв был – это запуск МЦК. То есть когда мы запустили МЦК, и когда мы видим, что 400 тысяч пассажиров в интервале 5 минут ездят ежедневно, что это абсолютно востребованный вид транспорта, плюс это же еще 18 пересадок на метро и на радиальные железные дороги.

-...


...Причем, даже в выходные там всегда вагоны полные.

- И в выходные там всегда вагоны полные. У нас уже некоторые участки работают уже на пределе пропускной способности. То есть мы за год вышли уже на предельную пропускную способность по отдельным участкам. То есть это говорит о безусловном успехе этого проекта, да. И сегодня мы, понимая, что это сработало, теперь у нас появился следующий шаг, что у нас так построен город, что его рассекает порядка 12 основных направлений железной дороги. С одной стороны, это наш минус, потому что город весь рассечен, и за счет этого происходит перепробег. С другой стороны, это наш большой плюс.

- Перепробег, имеется в виду, что..

- Автомобильный.

- Да, автомобильный, потому что приходится объезжать.

- Потому что люди не могут, где хотят, переезжать, им приходится во многих местах объезжать только по существующим железнодорожным переездам, да. В результате у нас получилось, что у нас доходят железные дороги до вокзалов, и дальше люди пересаживаются на метро и уже разъезжаются по всему городу. И эта идея о том, чтоб соединить, она давно у нас зрела, мы ее давно прорабатывали. Буквально вот в конце года окончательно Сергей Семенович Собянин встретился с Белозеровым Олегом Валентиновичем, провели рабочее совещание, посмотрели, что технически это можно, но это очень сложная задача. Сходили, получили одобрение президента, да. Потому что это по количеству перевезенных пассажиров будет один из самых больших проектов в мире. И у нас за счет того, что вот мы сейчас начинаем соединять эти радиальные направления, фактически железнодорожный транспорт станет уже не пригородным железнодорожным транспортом, а полноценным наземным рельсовым транспортом в городе Москва. То есть это уже, понимаете, такой прорыв, что человек сможет, например, с севера на юг, я условно говорю, там с северного направления там со стороны Дмитрова доехать до Подольска, да, там проехать за один час. То есть проехать весь мегаполис за один час на комфортабельном поезде. Но это вообще на самом деле прорыв. Но и потом я хочу сказать, не мы первые в этом. Сегодня пример Лондона. В Лондоне не поймешь, то ли ты на метро едешь, то ли на пригородной электричке.

- Ну, в Париже так же, да, когда ты пересаживаешься…

- Пример, Париж, может быть, не так, Берлин очень явный пример, когда ты не понимаешь, это пригородный транспорт или это городской. Поэтому наша задача, в принципе, прийти к лучшим мировым стандартам. И под это у нас есть, уже опыт наработан с железнодорожниками. Например, сегодня у нас тоже был завершающий в этом году штаб с РЖД по строительству вот этих диаметральных направлений. Мы сегодня вот провели штаб с утра, да, друг друга поздравили, и у нас же сегодня, вот мы находимся здесь в студии, а несколько тысяч человек продолжает работать, строить эти железные дороги на территории города, строить интеграцию МЦК с новыми радиальными направлениями. Сейчас архитекторы и проектировщики ищут новые коридоры возможности соединить эти все линии. То есть ведется такая гигантская невидимая работа. Но она ведется каждый день в этом направлении.

- Но у нас есть часть дороги уже там от Каланчевской, от трех вокзалов, через Рижскую на Савеловский вокзал, там и на Белорусский в итоге. Там вот есть проезд. А остальные как вот, как инфраструктура остальная будет выглядеть? То есть прям по городу будут прокладывать рельсы?

- Нет, у нас, к счастью, у РЖД есть коридоры, так сказать, полоса отвода железных дорог. И в свое время, когда планировали, эту полосу отвода с определенным запасом оставляли, с возможностью расширения. Поэтому у нас в основном коридоры есть. Конечно, из таких принципиальных вопросов сейчас нам Курское направление железной дороги продлить до Каланчевки. Вот если мы Курское направление продлеваем до Площади трех вокзалов, мы уже сразу несколько радиальных направлений расшиваем. Очень тяжелая задача, в плотной, в стесненной городской среде идет. Придется принимать такие нестандартные решения, чтоб пройти. Но уже это решение  дает сразу соединение нескольких радиусов. Второе, чем мы, например, сейчас, уже занимались раньше, мы сейчас более активно стали заниматься, это соединение Курского и  Киевского направлений, Смоленского и Киевского направления железной дороги. Киевское направление железной дороги нам необходимо, потому что это полноценное метро на новой территории. У нас новая территория, она с одной стороны ограничена Курским направлением железной дороги, с другой стороны Киевским. Поэтому нам, чтобы их вообще соединить и чтобы мы не затыкались на Киевском вокзале, потому что в Киевском вокзале уже метро не может пропустить, даже вот если туда дополнительно поезда провести, метро уже не может пропустить дополнительное количество пассажиров. Поэтому мы с Киевского направления железной дороги хотим уйти как минимум на Смоленское. И вот на это у нас уже делается проектно-сметная документация. То есть за счет этого люди, кому надо ехать, допустим, с запада там, могут поехать уже на северо-запад, да, уже улучшение. Причем, это небольшими деньгами, то есть. Поэтому у нас вся работа вообще разделена на два этапа. Первое – это, первый этап – то, что небольшие вложения и быстрый достаточно эффект. А второе – это уже более кардинальная такая стройка с дополнительным строительством третьих, четвертых путей, с дополнительными стрелками. Но это вообще такая очень мощная технологическая программа.

- Марат Шакирзянович, но означает вот Ваш интерес к этим как раз вот железнодорожным диаметрам,  означает ли это, что Ваш интерес уже здесь, а не в метро? То есть с метро уже надо потихонечку закругляться, потому что невозможно все время рыть под землей тоннели?

- Да нет, мы с метро никуда уходить не будем, потому что как ни парадоксально, метро – это самый сложный вид транспорта, самый дорогой. Но в пересчете на количество перевезенных пассажиров это самый выгодный вид транспорта. Поэтому мы от метро никуда не уходим. И я могу точно совершенно сказать, что если вот 2017 год уходящий – это год дорог, то 2018 год я смело могу назвать годом метро. Почему метро? Потому что мы последние 2-3 года очень много рыли тоннелей, мы много готовили новых линий, да, и вот они, начиная с 2018 года, начнут запускаться в эксплуатацию. Причем, они начнут запускаться массово в эксплуатацию, как участки Третьего пересадочного контура, как новые радиальные направления. То есть мы вот должны просто мобилизовать все свои силы, потому что мы выдадим такой объем ввода метро, который никогда в жизни в Москве мы не вводили, да и в мире это сегодня, если вот не брать китайцев, например, которые действительно строят много метро сейчас, да, никто в мире в таких объемах именно в течение года не вводил. Поэтому мы метро будем заниматься. У нас основной объем средств, выделенных на транспортную инфраструктуру, это метро. И мэр буквально вот за 2017 год принял еще целый ряд революционных решений. Если мы когда заходили в программу метро, мы думали, что если бы нам удалось за 10 лет на 50% метро увеличить, это была бы победа. А мы на сегодняшний день уже на 30% увеличили метро, у нас уже 114 километров построены и 61 станция запущена в эксплуатацию. Плюс мы сейчас еще 137 километров  проектируем и строим. И еще на 30 километров уже имеем перспективы до 2025 года продления новых веток вплоть до Троицка, до Рублево-Архангельского строительство новых веток, потому что мы, построив Третий пересадочный контур, даем возможность на него как бы, как на кольцо, нанизывать еще новые ветки радиального метро туда, где у нас метро нет. Поэтому по метро как раз до 25-го года перспектива есть. Есть деньги, есть, не хватает, конечно, строителей, не хватает проектировщиков. Надо, вот сейчас порядка 50 тысяч задействовано метро, а надо задействовать 70 тысяч, чтобы вот справиться с теми задачами, которые есть. Поэтому это такая для нас очень непростая задача, очень такой серьезный вызов, но мы с ним пытаемся его побороть.

- Марат Шакирзянович, мы уже и про реновацию, про дороги и про метро – это такие очень важные городские темы. Не менее важная тема – это знаковые строения. И в этом году мы много обсуждали и «Лужники», и парк «Зарядье», те объекты, к которым Вы имеете непосредственное отношение. Вот Вы бы какой объект выделили, назвали прям вот это вот знак 2017 года?

- Ну, Вы их назвали. Два объекта, которые являются, на мой взгляд, мирового уровня объектами – это, конечно, Лужники и «Зарядье». Это объекты, которые мирового уровня. Если, например, говорить о парке «Зарядье», он вообще уникальный. Чтоб в центре города построить на такой территории парк, причем ведь у нас больше половины парка находится на крыше здания. И у нас на крыше здания растут 20-летние деревья, которые мы привезли туда, посадили. Мы 1058 деревьев посадили. Посадили 8 тысяч кустарников и миллион растений. И это на крыше здания. То есть мы засыпали сверху, у нас ведь там огромная парковка в центре города, 430 машиномест, да. То есть у нас 7-8 метров насыпной грунт, на нем посажены деревья. То есть это само по себе уже уникально.

- Ну, это, получается, сложнее или легче, чем рыть метро?

- Конечно, сложнее. Ну, давайте так, эти вещи не сопоставимые. То есть метро само по себе технологически – это очень сложное инженерно-техническое сооружение. Оно требует определенных навыков. Построить в центре города, построить в центре города парк – это не просто, это не просто бетон налить, это не просто на крыше деревья посадить. Это же надо концепцию, идеологию, чтобы людям нравилось. Это сложнейшие инженерно-технические системы, увязанные со всеми системами, которые находятся в центре города. Мы же об этом не говорим, но мы вынесли сотни километров коммуникаций, чтобы построить этот парк. У нас уникальный мост, который, в стране даже технологий не было экспертирования таких мостов. Не то, что их не строили, их даже никто не экспертировал, их никто не умел проектировать – такие мосты. Вот этот парящий мост, да. Запустить одновременно парк и парк, который находится на крыше филармонии, который в филармонии, сейчас мы надеемся, что это будет такой, вот этот, объект знаковый 2018 года ввода. Что там будет один из лучших в мире звуков. То есть там по качеству звука, мы считаем, что это будет одна из лучших. Потому что мы лучших в мире специалистов привлекли на это. Мы сделали полный макет звукового звучания этого зала. У нас три на три полный макет. До каждого кресла, до каждого человечка построили, чтобы понимать, какой это будет звук. Это очень уникальный объект. Единственная в мире кора стеклянная, которая не имеет ни одной несущей стены. 8 опор, на которых гектар стекла. То есть это очень сложный, уникальный объект. Если говорить о «Лужниках», ну, взять и за такой короткий срок существующий стадион весь разобрать. Мы его практически весь разобрали и построили заново. У нас, чтобы он, мы его, такими специальными крепежными элементами поддерживали стены. Но ведь трибуны таким углом жесткости и несущими, поддерживающими конструкцию колонны. Пришлось это все разобрать и заново все это собрать. То есть это в рамках вот существующего города. И все-таки надо еще сказать, что стадион «Лужники» стоит тоже очень близко к реке. Очень близко грунтовые воды. То есть я хочу сказать, что это сложнейшее инженерно-техническое сооружение. Ну, и сам факт, что мы смогли сохранить внешний облик стадиона, он внешне-то практически не поменялся, но при этом мы сделали все лучшие мировые стандарты международного футбола – это, я считаю, огромная победа. Ну, и не зря все-таки Инфантино – президент ФИФА, когда приехал, он 5 раз сказал, что это топ мировых стадионов. И он удивился. Он сказал: «Как вы смогли сохранить в существующем стадионе, сделать его настолько современным». Это конечно огромная победа строителей, проектировщиков, всех, кто этим вопросом занимался. И этим объектом мы гордимся.

- Марат Шакирзянович, и уже в завершении не могу не спросить у Вас о планах на 2018 год. Потому что слушаешь вот Вас сейчас, что было 2017-м, и кажется, что бы уже дальше не происходило, это уже будет, ну, так, легкотня. Какие планы на 2018-й?

- Я уже сказал, первое, конечно, это метро. Второе. У нас есть еще большой объем работы, которую мы делаем по интеграции МЦК – Московского центрального кольца – с радиальными направлениями. Мы 7 станций новых станций построим интегрированных. Это тоже очень серьезное улучшение пассажиропотока. Конечно же, мы будем продолжать строить знаковые дороги. Например, такие, как окончание Калужского шоссе. Участок Солнцево – Бутово – Видное – это фактически дублер МКАД полноценный. Мы полностью завершим Северо-Западную хорду. Мы большую часть Северо-Всточной хорды построим. Ну, а из знаковых таких объектов, я хочу сказать, что филармония будет запущена в эксплуатацию.

- В Зарядье?

- В Зарядье. И Московский урбанистический форум мы там планируем провести. И уже мэр принял такое решение – проводить урбанфорум в Зарядье. «Динамо» будет, безусловно, знаковым объектом. Стадион «Динамо» очень красивый, хороший объект. Будут продолжаться вводиться башни в Сити. В этом году, кстати, у нас вот башня «Федерация» в Сити сдана в эксплуатацию. Вчера буквально подписан последний документ о том, что башня «Федерация» готова к эксплуатации. Самое высокое здание в Европе. Это тоже не простое решение.

Мы ожидаем, что все-таки основной объем работы будет выполнен на парке развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Это тоже очень знаковый объект. Из объектов поменьше знаковым я считаю музей Солженицына. Очень красивый объект получился в центре города, очень смысловой.

Ряд спортивных объектов еще будет, школы детско-юношеские спортивные. Ну, это вот то, что из знаковых объектов, я назвал.

- Эти знаковые объекты – это такой анонс наших следующих встреч в 2018 году. Марат Шакирзянович, спасибо большое и позвольте поздравить Вас с Новым 2018 годом. И в Вашем лице всех строителей, которые делают наш город лучше, красивее и комфортнее. Поздравляю!

- Спасибо. Я бы тоже, воспользовавшись случаем, хотел бы, конечно, поздравить и строителей, и проектировщиков, всех тех, кто день и ночь работал для того, чтобы город стал действительно краше. Хочу поздравить жителей города. Сказать спасибо за терпение. Хочу извиниться за те неудобства, которые мы приносим жителям. Но мы эти временные неудобства приносим для того, чтобы в конечном итоге город был более комфортным, более красивым, более лучшим для  проживания. Поэтому всех поздравляю с наступающим Новым годом! Спасибо.

- Спасибо.

Записи по теме:

по теме:

© «Чтение Онлайн», 2021
Закрыть